Jardic
От автора

"Истинная Христианская Религия". Содержание

Ниже представлено содержание книги Эммануила Сведенборга "Истинная христианская религия". Содержание книги составлено по переводу на русский язык, выполненному Станиславом Пшеничным. Ссылки на конкретные параграфы, обозначенные цифрами, отсылают к полному тексту перевода, опубликованному на сайте "Новое христианское Изучение Библии".

Публикуемый текст представляет собой краткий конспект книги "Истинная христианская религия", но его можно рассматривать как самостоятельное произведение. Его можно рекомендовать для предварительного чтения тем, кто сомневается, можно ли учение Сведенборга отнести к христианству, или интересуется разницей между учением Сведенборга и классическими направлениями христианства.

 


 

Эммануил Сведенборг

Истинная Христианская Религия

Содержание

Вера новых небес и новой церкви (1)

Глава 1. Бог Создатель (4)

I. Единственность Бога (5)

• Всё Священное Писание и все учения церквей христианского мира на его основе учат, что Бог один (6)

• Есть всеобщее влияние от Бога на души людей, что Бог есть и что Он один (8)

• По этой причине во всём мире нет ни одного народа с религией и здравым смыслом, который не признавал бы Бога, и что Бог один (9)

• Каков этот единый Бог, в этом племена и народы расходились и сейчас расходятся по многим причинам (11)

• Рассудок человеческий может, если захочет, постичь или заключить по многим вещам в мире, что есть Бог, и что Он один (12)

• Если бы Бог был не один, вселенная не могла бы быть создана и сохранена (13)

• Всякий человек, не признающий Бога, отлучён от церкви и проклят (14)

• У человека, который признаёт не одного Бога, а нескольких, нет устойчивости в том, что относится к церкви (15)

II. Божественное Бытие, или Иегова (18)

• Один Бог называется Иеговой по Бытию, то есть потому, что Он один есть, был и будет, и потому, что Он Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега (19)

• Этот один Бог есть сама субстанция и сама форма, а ангелы и люди есть субстанции и формы, от Него произведённые; и насколько они в Нём, и Он в них, настолько они являются Его образами и подобиями (20)

• Божественное Бытие — это Бытие в себе и вместе с тем Проявление в себе (21)

• Божественное Бытие и Проявление в себе не может произвести иное Божественное, которое было бы Бытием и Проявлением в себе; следовательно, другой Бог той же сущности невозможен (23)

• Многобожие в древние века, как и в наше время, возникает не от чего иного, как от непонимания Божественного Бытия (24)

III. Бесконечность, или безмерность и вечность, Бога (27)

• Бог бесконечен, потому что Он есть и проявляется в Себе, и всё во вселенной есть и проявляется от Него (28)

• Бог бесконечен, потому что Он был прежде мира, и поэтому прежде чем появились расстояния и времена (29)

• Бог после создания мира пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени (30)

• Бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью, а относительно времён - вечностью, но вне зависимости от такого рассмотрения, в безмерности Бога нет ничего от пространства, а в Его вечности нет ничего от времени (31)

• Бесконечность Бога Создателя просвещённый рассудок может увидеть по очень многому в мире (32)

Всё сотворённое конечно, а бесконечное присутствует в конечных как во вместилищах, и в людях как в его образах (33)

IV. Сущность Бога, то есть Божественная любовь и Божественная мудрость (36)

• Бог есть сама любовь и сама мудрость, которые составляют Его сущность (37)

• Бог есть само добро и сама истина, поскольку добро принадлежит любви, а истина – мудрости (38)

• Поскольку Бог есть сама любовь и сама мудрость, Он есть сама жизнь, или жизнь в себе (39)

• Любовь и мудрость составляют одно в Боге (41)

• Сущность любви состоит в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье (43)

• Эти свойства Божественной любви - причина создания вселенной и поддержания ее существования (46)

V. Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога (49)

• Всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости от Божественной любви (50)

• Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога невозможно понять, не зная, что такое порядок, а также что Бог есть порядок и что при создании Он ввел порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие (52)

• Всемогущество Бога исходит во вселенную и действует в ней, как в общем так и в частностях, по законам Его порядка (56)

• Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает всё в общем и в мельчайших подробностях, что происходит в соответствии с порядком; а из этого также и то, что происходит против порядка (59)

• Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке (63)

• Человек создан как форма Божественного порядка (65)

• Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью, а от Божественного всезнания - мудрость о добре и вере, и пребывает в Боге от Божественной вездесущести настолько, насколько живёт в соответствии с Божественным порядком (68)

Создание вселенной (75)

Глава 2. Господь Искупитель (81)

• Иегова Бог сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей (82)

• Бог Иегова сошёл как Божественная истина, которая есть Слово, однако не отделял от неё Божественное добро (85)

• Он принял человеческое в соответствии со Своим Божественным порядком (89)

• Человеческое, посредством которого Он ввёл Себя в мир, — это Сын Божий (92)

• Делами искупления Господь сделал Себя праведностью (95)

• Теми же делами Господь соединил Себя с Отцом и Отца с Собой (97)

• Так в одной личности Бог стал человеком, а человек - Богом (101)

• По пути к соединению Он был в состоянии опустошения, а само соединение было состоянием Его прославления (104)

• С того времени никто из христиан не может войти в небеса, если не верит в Господа Бога Спасителя и не обращается к Нему одному (107)

Искупление (114)

• Само искупление было покорением адов и приведением в порядок небес, и таким путём - подготовкой новой духовной церкви (115)

• Без такого искупления ни один человек не мог быть спасён, и ангелы не могли существовать в неприкосновенности (118)

• Господь, таким образом, искупил не только людей, но и ангелов (121)

• Искупление было полностью Божественным делом (123)

• Такое искупление не могло быть выполнено иначе, нежели путём воплощения Бога (124)

• Страдания на кресте были крайним искушением, которое выдержал Господь, как величайший из пророков. Это было средство прославления Им Своего человеческого, то есть соединения с Божественным Его Отца, но не само искупление (126)

• Основное заблуждение церкви - вера в то, что страдания на кресте были собственно искуплением. Это заблуждение вместе с заблуждением о трёх Божественных личностях от вечности так извратило всю церковь, что в ней не осталось ничего духовного (132)

Глава 3. Святой Дух и Божественное действие (138)

• Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя (139)

• Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем - обновление, оживление, освящение и оправдание, далее - очищение от зла и отпущение грехов, и наконец - спасение (142)

• Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещения и наставления (146)

• Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него (149)

• Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот (153)

• Дух человека — это его ум, и всё, что исходит из него (156)

Божественная Троица (163)

• Существует Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух (164)

• Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека (166)

• Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе (170)

• Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх Богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога (172)

• Троица личностей была неизвестна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введённое в католическую церковь и из неё во все церкви, отделившиеся от неё (174)

• От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь (177)

• Отсюда мерзость запустения и горе, которого никогда не было и не будет, предсказанные Господом у Даниила, у евангелистов и в Апокалипсисе (179)

• Если бы Господь не основал новые небеса и новую церковь, никакая плоть не была бы спасена (182)

• Из Троицы личностей, каждая из которых отдельно Бог, согласно Афанасиеву символу, возникло множество разнородных нелепых представлений о Боге, иллюзорных и мёртвых от рождения. (183)

Глава 4. Священное писание или Слово Господа (189)

• Священное писание, или Слово, есть сама Божественная истина (189)

• Слово содержит духовный смысл, неизвестный до настоящего времени (193)

• Буквальный смысл Слова — это основа, вместилище и опора его духовного и небесного смыслов (210)

• Божественная истина в буквальном смысле Слова содержится в своей полноте, святости и силе (214)

• Учение должно извлекаться из буквального смысла Слова и по нему подтверждаться (225)

• Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом и сообщение с ангелами (234)

• Слово есть во всех небесах, и от него происходит ангельская мудрость (240)

• Церковь происходит от Слова, и у человека она такова, каково его понимание Слова (243)

• Во всех частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины (248)

• Из духовного смысла Слова можно извлечь ереси, но подтверждать их – пагубно (254)

• Господь, когда был в мире, выполнил всё, что есть в Слове, и так стал Словом, то есть Божественной истиной, до самого его внешнего (261)

• До того Слова, которое сейчас есть в мире, было другое Слово, ныне утраченное (264)

• Слово служит светом и для тех, кто вне церкви и у кого нет Слова (267)

• Если бы не было Слова, никто не знал бы о Боге, о небесах и аде, о жизни после смерти и, тем более, о Господе (273)

Глава 5. Катехизис, или Десять Заповедей, разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу (282)

• Десять Заповедей были верхом святости для Израильской церкви (283)

• Буквальный смысл Десяти Заповедей содержит основные указания по учению и жизни; но их духовный и небесный смыслы содержат указания самого общего характера (287)

• Первая заповедь. Да не будет у тебя других богов пред лицом моим (291)

• Вторая заповедь. Не произноси имени Иеговы, Бога твоего, напрасно, ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (297)

• Третья заповедь. Помни день Субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - Суббота Иегове Богу (301)

• Четвертая заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле (305)

• Пятая заповедь. Не убивай (309)

• Шестая заповедь. Не прелюбодействуй (313)

• Седьмая заповедь. Не кради (317)

• Восьмая заповедь. Не произноси ложного свидетельства против ближнего твоего (321)

• Девятая и десятая заповеди. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (325)

• Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу и всё, относящееся к любви к ближнему (329)

Глава 6. Вера (336)

• Спасительная вера - в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа (337)

• Вера вкратце состоит в том, что тот, кто живет доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, спасается Господом (340)

• Веру приобретают, обращаясь к Господу, обучаясь истинам и живя по ним (343)

• Множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит ее до совершенства (349)

• Вера без милосердия — это не вера, а милосердие без веры — это не милосердие, и то и другое безжизненно, если Господь не даст им жизни (355)

• Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум; если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая крошится в пыль (362)

• Господь - милосердие и вера в человеке, а человек - милосердие и вера в Господе (368)

• Милосердие и вера вместе присутствуют в добрых делах (373)

• Бывает истинная вера, поддельная вера и лицемерная вера (378)

• У злых нет веры (382)

Глава 7. Милосердие, или любовь к ближнему, и добрые дела (392)

• Есть три общих вида любви: небесная любовь, мирская любовь и любовь к себе (394)

• Когда те три вида любви должным образом подчинены друг другу, они совершенствуют человека; когда же нет - портят его и переворачивают его вверх ногами (403)

• Каждый человек в отдельности — это тот ближний, которого нужно любить, но его нужно любить по качеству его добра (406)

• Человек в коллективной форме, то есть некое общество, большое или малое, или составное, то есть родная страна, - тоже ближний, которого нужно любить (412)

• Ближний, которого нужно любить в ещё большей степени, — это церковь, а в наивысшей степени - царство Господа (415)

• Любовь к ближнему в своей сути — это не любовь к человеку, а любовь к добру в нём (417)

• Милосердие и добрые дела - такие же разные вещи, как желать добра и делать добро (420)

• Настоящее милосердие состоит в том, чтобы быть справедливым и добросовестным во всех должностях, делах и работах, в которых участвуешь, и со всеми людьми, с которыми имеешь дело (422)

• Любезности милосердия — это подаяние бедным и помощь нуждающимся, но с благоразумием (425)

• Обязанности милосердия бывают общественные, домашние и личные (429)

• Развлечения милосердия — это званые обеды, ужины и вечеринки (433)

• Первое в милосердии — это избавиться от зла, второе - делать добрые дела, которые могут быть полезны ближнему (435)

• Проявляя милосердие, человек не полагает заслуги в своих делах только тогда, когда верит, что всё добро - от Господа (439)

• Милосердие — это нравственная жизнь, которая в то же время духовна (443)

• Сердечная дружба, которую заводят, не принимая во внимание духовные качества друга, после смерти приносит вред (446)

• Бывает милосердие поддельное, лицемерное и мёртвое (450)

• Сердечная дружба между злыми — это неукротимая ненависть между ними. (454)

• Связь любви к Богу и любви к ближнему (456)

Глава 8. Свобода выбора (463)

• В саду Эдемском было два дерева, одно - дерево жизни, другое - дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах. (466)

• Человек не есть жизнь, он лишь принимает жизнь от Бога (470)

• Пока человек живёт в мире, он поддерживается посередине между небесами и адом, и находится при этом в духовном равновесии. Это и есть свобода выбора (475)

• Из того, что зло дозволено каждому в его внутреннем человеке, очевидно, что у человека есть свобода выбора в духовных вопросах (479)

• Без свободы выбора в духовных вопросах ни к чему было бы Слово, а значит и церковь (483)

• Без свободы выбора в духовных вопросах у человека не было бы средств для установления взаимной связи с Господом, вследствие чего вместо вменения было бы полное предопределение, а оно отвратительно (485)

• Без свободы выбора в духовных вопросах Бог был бы в ответе за зло, и тогда не могло бы быть вменения милосердия и веры (489)

• Всё духовное церкви, входящее и принимаемое свободно, остаётся, и ничто не остаётся из того, что входит или принимается не свободно (493)

• Воля и разум человека обладают свободой выбора; но злодеяния сдерживаются законом и в духовном, и в природном мирах, ведь иначе общества в обоих мирах прекратили бы своё существование (497)

• Если бы у людей не было свободы выбора в духовных вопросах, можно было бы привести к вере в Господа в один день население всего мира. Но это невозможно, поскольку то, что человек не принял по свободному выбору, в нём не остаётся (500)

Глава 9. Покаяние (509)

• Покаяние - первый этап образования церкви в человеке (510)

• Сердечное раскаяние, о котором теперь говорят, что оно предшествует вере, и что за ним следует Евангельское утешение, — это не покаяние (512)

• Одно признание в собственной греховности — это ещё не покаяние (516)

• Человек рождается со всякого рода злом, и если он частично не избавится от этого зла покаянием, он остаётся с ним, и поэтому не может быть спасён (520)

• Осознание греха и исследование самого себя — это начало покаяния (525)

• Настоящее покаяние заключается в том, чтобы исследовать себя, познать и признать свои грехи, обратиться за помощью к Господу и начать новую жизнь (528)

• Истинное покаяние означает исследование не только дел своей жизни, но и намерений своей воли (532)

• Кто не исследует себя, но тем не менее воздерживается от злых дел, поскольку они греховны, тот тоже кается. Такое покаяние совершают люди, исполняющие дела милосердия из религиозных побуждений (535)

• Нужно исповедаться перед Господом Богом Спасителем, а затем помолиться и попросить помощи и сил для противостояния злу (538)

• Подлинное покаяние легко для тех, кто уже каялся несколько раз, но крайне неприятно тем, кто этого не делал (561)

• Тот, кто никогда не каялся, или не смотрел в себя и не исследовал себя, заканчивает тем, что не знает, какое зло проклинает его, и какое добро его спасает (564)

Глава 10. Преобразование и возрождение (571)

• Тот, кто не родится заново и не будет как бы снова создан, не может войти в царство Божье (572)

• Новое рождение может осуществить лишь Господь с помощью двух средств - милосердия и веры, и при содействии самого человека (576)

• Поскольку все искуплены, у всех есть возможность возродиться, зависящая у каждого от его состояния (579)

• Возрождение - точная копия зачатия, вынашивания в утробе, рождения и воспитания человека (583)

• Первая стадия нового рождения называется преобразованием, и затрагивает разум; вторая называется возрождением и затрагивает волю, а с ней и разум (587)

• Сначала должен быть преобразован внутренний человек, а уже с помощью него - внешний; вот как человек возрождается (591)

• Это приводит к борьбе между внутренним и внешним человеком, и кто победит, тот и повелевает затем другим (596)

• Возрождённый человек получает новую волю и новый разум (601)

• Если человек возрождён, он сообщается с ангелами небес, если нет - с духами ада (607)

• Насколько человек возрождён, настолько удалены его грехи; такое удаление и есть прощение грехов (611)

• Возрождение невозможно без свободы выбора в духовных вопросах (615)

• Возрождение невозможно без истин, которыми образуется вера, и с которыми может соединиться милосердие (618)

Глава 11. Вменение (626)

• Вера современной церкви, которая считается единственно необходимой для оправдания, и вменение - одно и то же (626)

• Вменение, как понятие современной веры, - двойное: вменение заслуги Христа, и вменение спасения, как его следствие (628)

• Источником представления о вере, вменяющей заслугу и праведность Христа Искупителя, послужили постановления Никейского Собора о трёх Божественных Личностях от вечности; и вера эта была принята во всём Христианском мире с тех времён и до наших дней (632)

• Вера, вменяющая заслугу Христа, была неизвестна в ранней, Апостольской церкви, и о ней нигде не говорится в Слове (636)

• Вменение заслуги и праведности Христа невозможно (640)

• Вменение существует, но это вменение добра и зла, и в то же время - веры (640)

• Вера и представление о вменении новой церкви никоим образом не могут сочетаться с верой и представлением о вменении прежней церкви. Если они окажутся вместе, произойдёт такое столкновение и противоборство, что человек лишится всего, относящегося к церкви (647)

• Господь каждому вменяет добро, но ад каждому вменяет зло (650)

• Решающее значение имеет то, с чем соединена вера. Если истинная вера соединена с добром, присуждается вечная жизнь; но если вера соединена со злом, присуждается вечная смерть (654)

• Никому не вменяются его мысли, а вменяется только его воля (658)

Глава 12. Крещение (667)

• Не зная духовного смысла Слова, никто не может знать, что заключают в себе и для чего нужны таинства крещения и Святого Причастия (667)

• Омовение, называемое крещением, означает духовное омовение, то есть очищение от всех видов зла и лжи, и поэтому - возрождение (670)

• Крещение установлено вместо обрезания, потому что обрезание крайней плоти - это изображение обрезания сердца. Крещение предназначено для того, чтобы внутренняя церковь заняла место внешней, каждая частица которой ранее служила прообразом внутренней церкви (674)

• Первая цель крещения - принятие в Христианскую церковь, и вместе с тем, введение в общество Христиан в духовном мире (677)

• Вторая цель крещения - чтобы Христианин мог узнать и признать Господа Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя, и следовать за Ним (681)

• Третья цель крещения и его конечная цель - возрождение человека (684)

• Крещением Иоанна был приготовлен путь, которым Господь Иегова сошёл в мир и совершил искупление (688)

Глава 13. Святое Причастие (698)

• Не зная о том, как природное соответствует духовному, невозможно знать пользы, приносимой Святым Причастием (698)

• Зная соответствия, можно знать также, что означает плоть и кровь Господа, и что хлеб и вино означают то же самое. А именно, что плоть Господа и хлеб означают Божественное добро Его любви, а также добро милосердия; а кровь Господа и вино означают Божественную истину Его мудрости, а также всю истину веры. Есть - означает делать своим собственным (702)

• Поняв всё это, можно уразуметь, что Святое Причастие содержит в себе всё, что относится к церкви и небесам, как в общем, так и в частностях (711)

• В Святом Причастии Господь присутствует во всей Своей полноте, и со всей полнотой искупления (716)

• Господь присутствует и открывает небеса для тех, кто достойно приступает к Святому Причастию. Он присутствует и с теми, кто приступает к нему недостойно, но им Он не открывает небеса. Следовательно, как крещение является введением в церковь, так и Святое Причастие является введением в небеса (719)

• Достойно приступают к Святому Причастию обладающие верой в Господа и милосердием к ближнему, то есть возрождённые (722)

• Кто достойно приступает к Святому Причастию, тот в Господе, и Господь в нём. Поэтому с Господом соединяются через Святое Причастие (725)

• Святое Причастие для всех приступающих к нему достойно служит своего рода подписью и печатью, что они - дети Божьи (728)

Глава. 14. Конец века, пришествие Господа, новые небеса и новая церковь (753)

• Конец века — это последнее время, или конец церкви. (753)

• Настоящее время - последнее время Христианской церкви, предречённое и описанное Господом в Евангелиях и Откровении (757)

• Последнее время Христианской церкви — это полная ночь, в которой окончились все прежние церкви (760)

• За ночью следует утро, а утро — это пришествие Господа (764)

• Пришествие Господа вовсе не означает, что Он придёт, чтобы истребить видимое нами небо и землю, на которой мы живём, и создать новое небо и новую землю, как многие до сих пор воображали, не понимая духовного смысла Слова (768)

• Это второе пришествие Господа происходит сейчас для того, чтобы разделены были злые и добрые, а те, кто верят и верили в Него, спаслись и составили новые ангельские небеса и новую церковь на земле. Без этого не спаслась бы никакая плоть (772)

• Господь в этом втором пришествии является не лично, а Словом, которое от Него; Он и есть Слово (776)

• Это второе пришествие Господа происходит через человека, которому Он явился лично, и которого наполнил духом Своим, чтобы он наставлял в учениях новой церкви от Господа по Слову (779)

• Вот что означают новые небеса и новая земля, а также Новый Иерусалим, сходящий оттуда, описанные в Откровении (781)

• Эта новая церковь - корона всех церквей, бывших до сих пор на земле (786)

Примечание (791)

Приложение (792)

• О духовном мире (792)

• Лютер, Меланхтон и Кальвин в духовном мире (796)

• Голландцы в духовном мире (800)

• Англичане в духовном мире (806)

• Германцы в духовном мире (813)

• Римские Католики в духовном мире (817)

• Святые Римских Католиков в духовном мире (822)

• Мусульмане в духовном мире (828)

• Африканцы в духовном мире; и кое-что ещё о язычниках (835)

• Евреи в духовном мире (841)

© Загребельный В.А., 2021