Главная

"Мудрость ангельская о Божественном провидении". Содержание

"Мудрость ангельская о Божественном провидении". Содержание

Ниже представлено содержание книги Эммануила Сведенборга "Мудрость ангельская о Божественном провидении". Содержание книги взято из ее перевода на русский язык, выполненного Трайбсом, в который внесены некоторые исправления. Ссылки на конкретные параграфы, обозначенные цифрами, отсылают к полному тексту перевода Трайбса, опубликованному на сайте "Новое христианское Изучение Библии". При чтении перевода Трайбса следует иметь в виду, что его нельзя считать безупречным, так как он содержит некоторые ошибки и опечатки, и в нем иногда используются конструкции не свойственные русскому языку ("зло есть грехом" вместо "зло есть грех" и т.п.). Однако на настоящий момент это единственный известный нам перевод на русский язык данной работы Сведенборга.

Для тех, кто не знаком с терминологией религиозно-философских работ, обратим внимание на значения некоторых слов:

  • Добро - то же, что и "благо", англ. - good, лат.- bonum
  • Воля - то же, что и "желание". Не следует понимать в современном значении: "сила воли"
  • Любовь - следует понимать как отношение, а не как чувство
  • Предусмотрительность - здесь то же, что и "разумность", "знания"
  • Слово - Библия
  • Суть - множественное число глагола "быть": "являются"

 


 

Эммануил Сведенборг

Мудрость ангельская о Божественном провидении

Содержание

Глава 1. Божественное Провидение есть управление Божественной любви и Божественной мудрости Господа (1)

• Вселенная со всеми и каждым из ее предметов, создана Божественной любовью посредством Божественной мудрости (3)

• Божественная любовь и Божественная мудрость исходят как одно (unum) от Господа (4)

Одно не существует без формы, но сама форма образует это одно (4)

• Форма образует одно тем совершеннее, чем предметы, входящие в форму, отчетливее различны, а между тем соединены (4)

• Это одно есть в некотором образе во всяком творении (5)

• От Божественного Провидения дабы всякое творение, в общем и в частном, было таким одним и если не есть, то стало бы таким (7)

• Добро любви настолько есть добро, насколько оно соединено с истиною мудрости, и истина мудрости настолько истина, насколько она соединена с добром любви (10)

• Добро любви, не соединенное с истиной мудрости, не есть добро в себе, но добро по видимости, и истина мудрости, не соединенная с добром любви, не есть истина в себе, но истина по видимости (14)

• Господь не терпит, дабы что-либо было разделено, поэтому всякая вещь должна быть в добре и в то же время в истине, или во зле и в то же время во лжи (16)

Глава 2. Божественное провидение Господа имеет целью Небо, происходящее из рода человеческого (27)

• Небо есть союз с Господом (28)

• Человек от сотворения таков, что он может все более и более соединяться с Господом (32)

• Как человек может быть сочетаем ближе и ближе с Господом и как это сочетание представляется более и более близким (33)

• Чем ближе человек в союзе с Господом, тем он становится разумнее (34)

• Чем ближе человек соединен с Господом, тем он счастливее (37)

• Чем ближе человек соединяется с Господом, тем отчетливее ему кажется, что он принадлежит себе, и тем яснее он замечает, что принадлежит Господу (42)

Глава 3. Божественное Провидение Господа во всем соделываемом взирает на бесконечное и вечное (46)

• Бесконечное в себе и вечное в себе есть Божественное (48)

• Бесконечное и вечное в себе может лишь взирать на бесконечное и вечное по себе в вещах конечных (52)

• Божественное Провидение во всем соделываемом взирает на бесконечное и вечное по себе, особенно в спасении рода человеческого (55)

• Образ бесконечного и вечного в разнообразии всех предметов (56)

• Образ бесконечного и вечного в плодотворительстве и размножении всего (56)

• Образ бесконечного и вечного существует в ангельском небе (60)

• Взирать на бесконечное и вечное в образовании ангельского неба дабы оно было перед Господом как один человек, который есть образ Господа, - сокровенное Божественного Провидения (64)

Глава 4. Есть законы Божественного Провидения, неизвестные людям (70)

Закон Божественного Провидения, дабы человек действовал в свободе по рассудку (71)

• Человек обладает рассудком и свободой, или рациональностью и свободой, и эти две способности по Господу в человеке (73)

• Все, что человек соделывает в свободе по рассудку или нет, лишь бы оно согласовалось с рассудком, ему представляется как свое (74)

• Все, что человек творит в свободе по рассудку, ему становится присущим как его и за ним остается (78)

• Посредством этих двух способностей человек преобразуем Господом и возрождаем, без них же он не может быть ни преобразован, ни возрожден (82)

• Посредством этих двух способностей человек может быть настолько преобразован и возрожден, насколько он может быть доведен к признанию, что всякое добро и всякая истина, которые он мыслит и творит, от Господа, а не от него самого (87)

• Сочетание Господа с человеком и сочетание взаимное человека с Господом соделывается теми двумя способностями (92)

• Господь во всей прогрессии своего Божественного Провидения сохраняет неприкосновенными и как бы святыми эти две способности у человека (96)

• Посему от Божественного Провидения, дабы человек действовал в свободе, по рассудку (97)

Закон Божественного Провидения, что человек как бы сам удаляет из человека внешнего зло как грехи; и Господь может, только таким способом, а не иначе, удалять зло в человеке внутреннем и в то же время во внешнем (100)

• Каждый человек имеет внешнее и внутреннее мысли (103)

• Внешнее мысли человека в себе такое же, как внутреннее (106)

• Внутреннее не может быть очищено от вожделений зла, пока зло в человеке внешнем не было удалено, потому что оно препятствует (111)

• Зло в человеке внешнем не может быть удалено Господом иначе, как посредством человека (114)

• Человек должен как бы сам удалять из человека внешнего зло (118)

• Тогда Господь очищает человека от вожделений зла в человеке внутреннем и от самого зла в человеке внешнем (119)

• Непрерывное действие Божественного Провидения Господа состоит в сочетании человека с Собою и Себя с человеком (123)

Закон Божественного Провидения, дабы человек не был внешними средствами понуждаем мыслить, желать, любить и верить присущему религии, но дабы человек сам стремился к этому и иногда себя понуждал (129)

• Никто не может быть преобразован посредством чудес и знамений, ибо они неволят (130)

• Никто не преобразован виденьями и разговорами с умершими, потому что они неволят (134)

• Никто не преобразован угрозами или карами, ибо они неволят (136)

• Никто не преобразован в состояниях отсутствия разума и свободы (138)

• Никто не может быть преобразован в состоянии страха (139)

• Никто не может быть преобразован в состоянии несчастья (140)

• Никто не может быть преобразован в состоянии болезни душевной (141)

• Никто не может быть преобразован в состоянии болезни тела (142)

• Никто не может быть преобразован в состоянии неведения (143)

• Те, которые в состоянии слепоты разумения, тоже не могут быть преобразованы (144)

• Принуждать себя самому не против разума и не против свободы (145)

• Внешний человек должен быть преобразован человеком внутренним, а не наоборот (150)

Закон Божественного Провидения, дабы человек был ведом и поучаем с неба Господом посредством Слова, учения, проповедей по Слову, и по видимости как бы сам (155)

• Человек ведом и поучаем одним Господом (155)

• Человек ведом и поучаем одним Господом посредством ангельского неба и от этого неба (162)

• Человек ведом Господом посредством наития (influxum) и обучаем посредством просветления (165)

• Человек поучаем Господом посредством Слова, учения и проповедей по Слову, и таким образом непосредственно самим Господом (171)

• Человек ведом и поучаем Господом во внешних, во всей видимости, как бы сам (174)

Закон Божественного Провидения, дабы человек не сознавал и не ощущал действия Божественного Провидения, но дабы он знал его и признавал (175)

• Если бы человек сознавал и ощущал действие Божественного Провидения, он бы не поступал в свободе по рассудку, и ничего ему бы не казалось как бы идущим от него. Подобное тому, если бы человек обладал предведением событий (176)

• Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он бы вошел в порядок и строй его хода и их испортил бы или истребил (180)

• Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он отрицал бы Бога, или бы сделал себя богом (182)

• Человеку дано видеть Божественное Провидение сзади, а не с лицевой стороны, а также в состоянии духовном, а не в состоянии природном (187)

Глава 5. Собственная предусмотрительность ничтожна, но представляется существующей, и должна представляться как бы существующею, но Божественное Провидение по особенностям универсально (191)

• Все мысли человека исходят от чувств его жизненной любви (affectionibus amoris vitae), и без этих чувств нет и не может быть никакой мысли (193)

• Чувства жизненной любви человека ведомы одному Господу (197)

• Чувства жизненной любви человека ведутся Господом посредством Его Божественного Провидения, и одновременно ведутся его мысли, от которых происходит человеческая предусмотрительность (200)

• Господь Своим Божественным Провидением соединяет вместе чувства любви всего человеческого рода в одну форму, которая есть форма человека (201)

• Небо и ад суть в такой форме (204)

• Признавшие одну природу и одну человеческую предусмотрительность составляют ад, а признавшие Бога и Его Божественное Провидение составляют небо (205)

• Откуда происходит и что такое собственная предусмотрительность (206)

• Откуда происходит и что такое Божественное Провидение (207)

• Кто и каковы признающие первое и признающие второе (208)

• Все это не может иметь места, если только не представляется человеку, что он мыслит сам и располагает сам собою (210)

Глава 6. Божественное Провидение взирает на вечное, на временные же вещи лишь настолько, насколько они согласуются с вечными (214)

• Временное относится к почестям и богатствам, также к почету и наживам в мире (215)

• Что такое почести и богатства и откуда они (215)

• Какова любовь к почестям и к богатствам ради них самих, и какова любовь к почестям и богатствам ради дел (usus) (215)

• Эти любови различаются между собою, как ад и небо (215)

• Различие между этими родами любви с трудом познается человеком (215)

• Вечное относится к почестям и богатствам духовным, принадлежащим любви и мудрости в небе (216)

• Почести и богатства, или почет и избыток, суть благословения или проклятия (217)

• Почести и богатства, будучи благословениями, духовны и вечны; когда же они проклятия, то временны тленны (217)

• Почести и богатства, которые суть проклятия, относительно почестей и богатств, которые суть благословения, как ничто относительно всего и как то, что в себе не есть, относительно того, что в себе есть (217)

• Временное и вечное разделено человеком, но соединено Господом (218)

• Что такое временное и что такое вечное (219)

• Человек в себе временен, а Господь в Себе вечен; следовательно, от человека может исходить лишь то, что временно, от Господа же то, что вечно (219)

• Временное отделяет от себя вечное, вечное же соединяется с временным (219)

• Господь соединяет с Собою человека посредством видимостей (219)

• Господь соединяет с Собою человека посредством соответствий (219)

• Соединение временного и вечного в человеке есть Божественное Провидение Господа (220)

• От Божественного Провидения дабы человек освобождался смертию от природного и временного и облекался в духовное и вечное (220)

• Господь Своим Божественным Провидением соединяется с природным посредством духовного с временным посредством вечного, согласно с делами (220)

• Господь соединяется с делами посредством соответствий и таким образом посредством видимостей, согласно с подтверждениями их человеком (220)

• Такое соединение временного с вечным есть Божественное Провидение (220)

Глава 7. Человек внутренне вводится в истины веры и в добро милосердия, лишь насколько он может в них быть удержан до конца жизни (221)

• Человек может быть введен в мудрость вещей духовных и также в их любовь, и все-таки не быть преобразован (222)

• Если человек впоследствии отступает и принимает обратное направление, то он профанирует святое (226)

• Все, что человек мыслит, говорит и делает по воле, ему присваивается (approprietur) и остается - как добро так и зло (227)

• Господь, Своим Божественным Провидением, приуготовляет и располагает постоянно так, чтобы было зло само по себе и добро само по себе, и чтобы таким образом они могли быть разделены (227)

• Но это не может быть соделано, если человек сначала признает истины веры и живет по этим истинам, а потом удаляется и их отрицает (227)

• Тогда он смешивает добро и зло так, что оные не могут быть разделены (227)

• Так как добро и зло у каждого человека должны быть отделены, а у того, кто такой, они отделены быть не могут, то, следовательно, такой человек уничтожается во всем, что есть истинно человеческого (227)

• Есть много родов профанации святого, но этот род наихудший из всех (229)

• Первый род профанации совершается теми, кто шутит по Слову и над Словом, по божественности церкви и над этим (231)

• Второй род профанации совершается теми, кто понимает и признает Божественные истины, а между тем живет противно этим истинам (231)

• Третий род профанации совершается теми, которые применяют буквальный смысл Слова к подтверждению дурной любви и ложных принципов (231)

• Четвертый род профанации совершается теми, которые устами произносят вещи благочестивые и святые, и тоном голоса и жестами притворяются, что тронуты любовью к ним, но сердцем им не верят и не любят их (231)

• Пятый род профанации совершается теми, кто приписывает себе божественное (231)

• Шестой род профанации совершается теми, кто признает Слово, а между тем отрицает божественность Господа (231)

• Седьмой род профанации совершается теми, которые сначала признают Божественные Истины и живут по этим истинам, а затем отступают и отрицают их (231)

• Поэтому Господь вводит внутренне человека в истины мудрости и в добро любви лишь настолько, насколько человек может быть в них удержан до конца жизни (232)

• Во внутренних человека не может быть зла одновременно с добром, ни, следовательно, неправды зла одновременно с истиной добра (233)

• Добро и истина добра могут быть внесены Господом во внутренние человека лишь настолько, насколько зло и ложь зла были удалены (233)

• Если бы добро со своею истиною было внесено прежде или в большем количестве, чем зло со своею неправдою было удалено, то человек отрешился бы от добра и вернулся бы к своему злу (233)

• Когда человек во зле, многие истины могут быть внесены в его разумение и заключены в его памяти и между тем не быть профанированы (233)

• Но Господь Своим Божественным Провидением способствует величайшим предусмотрением, чтобы добро не было принято прежде, чем человек не удалит, как бы сам, зло в человеке внешнем, ни в большем количестве, чем удалит он его (233)

• Если бы это было прежде и в большей пропорции, то воля извратила бы добро, а разумение исказило бы истину, смешав их со злом и ложью (233)

• Поэтому Господь вводит внутренне человека в истины мудрости и добро любви лишь настолько, насколько он может в них быть удержан до конца жизни (233)

Глава 8. Законы Попущения суть тоже законы Божественного Провидения (234)

• Мудрейший из людей Адам и его супруга поддались соблазну змея, и Бог Своим Божественным Провидением не воспрепятствовал этому (241)

• Их первый сын Каин убил своего брата Авеля, и Бог тогда не отклонил его от этого, говоря с ним, но только проклял его после убийства (242)

• Израильский народ в пустыне поклонялся золотому тельцу и признал его богом, выведшим его из Египта, а между тем Иегова это видел с горы Синайской, вблизи, и не воспрепятствовал тому (243)

• Давид сделал исчисление народа, и по причине этого была наслана чума, погубившая несколько тысяч человек, и Господь к нему послал пророка Гада не до проступка, но после - возвестить ему о наказании (244)

• Было попущено Соломону установить идолослужение (245)

• Было попущено многим царям после Соломона профанировать храм и святыни Церкви (246)

• Было попущено этому народу распять Господа, потому что Церковь у этого народа была совершенно опустошена и стала такою, что не только они не знали и не признавали Господа, но даже ненавидели Его (247)

• Всякий поклонник самого себя и природы утверждается против Божественного Провидения, когда видит в миру столько нечестивых и столько нечестия с их стороны, и в то же время славу, извлекаемую некоторыми из оного, без того чтобы Бог налагал на них какое-либо наказание (249)

• Поклонник самого себя и природы утверждается против Божественного Провидения, когда видит, что нечестивые введены к почестям и становятся вельможами и примасами, затем также изобилуют в богатствах, живут в пышности и великолепии, между тем как почитатели Бога - в презрении и нищете (250)

• Поклонник самого себя и природы утверждается против Божественного Провидения, когда думает, что войны попускаются, и в них столько людей убито и их богатства разграблены. (251)

• Поклонник самого себя или природы утверждается против Божественного Провидения, когда по своему сознанию он мыслит, что победы на стороне предусмотрительности, а не всегда на стороне права, и все равно, хороший ли человек командующий или нечестивый (252)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда разбирает религии различных народов, например, что есть люди, не имеющие никакого понятия о Боге, и есть поклонники солнца и луны, другие же, поклонники идолов и резных изображений (254)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда размышляет, что магометанская религия принята в стольких империях и королевствах (255)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда видит, что религия христианская только в меньшей части обитаемого земного шара, называемой Европою, и что и там она разделена (256)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что во многих государствах, где принята христианская религия, есть люди, есть люди, относящие к себе Божественную власть и желающие быть чтимыми как боги, и потому, что там призывают умерших людей. (257)

• Человек вполне природный утверждается против Божественного Провидения тем, что между исповедующими христианскую религию иные полагают спасение в некоторых словах, мыслимых и произнесенных, а не в творимых добрых делах (258)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что в мире христианском было столько ересей, и есть еще таковые, как квакеры, моравские братья, анабаптисты и многие другие (259)

• Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что иудейство еще продолжается (260)

• Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что весь христианский мир поклоняется Богу под тремя лицами, а это значит поклоняться трем богам, и до сих пор не видит он, что Бог един в лице и в сущности, в котором троица, и что этот Бог есть Господь (262)

• Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что до сих пор неизвестно было, что во всяком предмете Слова есть смысл духовный и что оттуда святость Слова (264)

• Духовный смысл Слова не был открыт ранее, потому что если б был открыт, то церковь профанировала бы его и тем профанировала бы самую святость Слова (264)

• Также подлинные истины, из которых состоит духовный смысл Слова, были открыты Господом лишь по совершении Последнего Суда и когда новая церковь, разумеемая под Новым Иерусалимом, имела быть установленною Господом (264)

• Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения в том, что до сих пор не было известно, что избегать зол как грехов есть сама христианская религия (265)

• Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что до сих пор было неведомо, что человек живет человеком после смерти, и это прежде не было открыто (274)

Глава 9. Зло попускается для цели которая есть - спасение (275)

• Всякий человек во зле, и должен быть извлечен из него, дабы быть преобразованным (277)

• Зло не может быть удалено, прежде чем оно не проявится (278)

• О признающих себя виновными во всех грехах и не изыскивающих в себе никакого (278)

• О тех, кто по религии минует изыскание [грехов] (278)

• О тех, которые из-за мирских дел нисколько не помышляют о грехах и, следовательно, не могут их знать (278)

• О тех, которые благоволят к грехам и не могут их знать (278)

• У всех таких грехи не проявляются и, следовательно, не могут быть удалены (278)

• Причина, неизвестная доныне, по которой зло не может быть удалено, если только оно не разыскано, не проявлено, не признано, не исповедано, и если не отступятся от него (278)

• Насколько зло удалено, настолько оно отпущено (279)

• Заблуждение века - мысль, что зло отделено и даже выброшено вон, когда оно отпущено (279)

• Заблуждение века, что состояние жизни человека может быть изменено в одну минуту, что таким образом злой может сделаться добрым, следовательно, быть выведенным из ада и тотчас перенесенным в небо, и оное по непосредственному милосердию Божьему (279)

• Питающие такие верования вовсе не знают, что такое зло и что такое добро (279)

• Верующие, что спасение совершается мгновенно и что благость непосредственна, не знают, что чувства, присущие воле, суть простые изменения состояния чисто органических субстанций духа (279)

• Таким образом попускается зло для цели, которая есть спасение (281)

Глава 10. Божественное Провидение Господа равно у злых, как и у добрых (285)

• Божественное Провидение универсально в самих особенностях, не только у добрых, но также у злых, и тем не менее оно не во зле их (287)

• Злые бросаются постоянно сами во зло, но Господь их постоянно извлекает из зла (295)

• Есть вещи бесчисленные в каждом зле (296)

• Злой погружается сам беспрерывно глубже и глубже в свое зло (296)

• Божественное Провидение относительно злых есть постоянное попущение злу с целью, дабы они были постоянно из него извлекаемы (296)

• Отрешение ото зла совершается Господом тысячью способов, даже весьма сокрытых (296)

• Злые не могут быть вполне извлечены из зол и введены в добро Господом, пока уверены, что собственная предусмотрительность есть все, а Божественное Провидение - ничто (297)

• Собственное умствование, когда воля во зле, видит только ложь и не желает и не может видеть иного (298)

• Если собственное умствование тогда видит истину, то отворачивается от нее и искажает ее (298)

• Божественное Провидение соделывает постоянно, что человек видит истину, и даже ему дарует любовь ее сознавать и принимать (298)

• Человек через это извлекается из зла, но не сам собою, а Господом (298)

• Господь управляет адом через противоположное; а злыми, которые в миру, Он управляет в аду, [управляет] их внутренним, но не внешним (299)

Глава 11. Божественное Провидение не присваивает (appropriet) кому бы то ни было ни добро, ни зло, но собственная предусмотрительность присваивает то и другое (308)

• Что такое собственная предусмотрительность и что такое не собственная предусмотрительность (310)

• Человек, по собственной предусмотрительности, убеждается и подтверждает в себе, что всякое добро и всякая истина - от него и в нем, и то же самое со всяким злом и со всякой ложью (312)

• Все, в чем человек убедил себя, и в чем он утвердился, остается как собственное у него (317)

• Нет ничего, что не могло бы быть доказано, и ложь может быть доказанана более, чем истина (318)

• Когда ложь подтверждена, то истина не показывается; но от подтверждений истины показывается ложь (318)

• Способность доказывать все желаемое не есть ум, но только изощренность, могущая существовать даже у злых (318)

• Есть подтверждение умственное, и в то же время не волевое (не по желанию), но всякое подтверждение волевое (по желанию) есть тоже умственное (318)

• Подтверждение зла волевое (по желанию), и в то же время умственное, производит в человеке веру, что собственная предусмотрительность есть все, а Божественное Провидение - ничто, но не так относительно одного подтверждения умственного (318)

• На века остается все, подтвержденное волею (по желанию), и в тоже время разумением, но не то, что подтверждено одним разумением (318)

• Если бы человек верил - так как это истина - что всякое добро и всякая истина от Господа, и всякое зло и всякая ложь от ада, то он бы не присваивал себе добра и не вменял бы его в заслугу, и не присваивал бы зла и не ставил бы себя в нем ответственным (320)

• Подтверждающий в себе видимость, что мудрость и предусмотрительность - от человека и затем как принадлежащие в нем ему, может лишь видеть, что если бы было иначе, то он бы не был человеком, но был бы животным или статуей, а между тем это наоборот (321)

• Верить и признавать истиной, что всякое добро и всякая истина от Господа, и всякое зло и всякая ложь от ада, представляется невозможным, а между тем это истинно человечное и затем ангельское (321)

• Верить и мыслить так невозможно для непризнающих божественности Господа и того, что зло есть грех, но возможно для признающих это (321)

• Признающие это размышляют лишь о зле, которое в них, и отгоняют его от себя в ад, откуда оно, насколько избегают они его и отвращаются от него как от грехов (321)

• Таким образом, Божественное Провидение не присваивает никому зла и никому добра; но собственная предусмотрительность присваивает то и другое (321)

Глава 12. Всякий человек может быть преобразован, и нет предопределения (322)

• Цель сотворения есть небо, произведенное из рода человеческого (323)

• Всякий человек был создан, дабы жить вечно (324)

• Всякий человек был создан, дабы жить вечно в счастливом состоянии (324)

• Таким образом, всякий человек был создан, дабы войти в небо (324)

• Божественная любовь не может иначе, как желать этого, и Божественная мудрость иначе, как способствовать этому (324)

• От Божественного Провидения, дабы всякий человек был спасен, и были спасены признающие Бога и живущие хорошо (325)

• Признание Бога соделывает сочетание Бога с человеком и человека с Богом, отрицание же Бога соделывает разъединение (326)

• Каждый признает Бога и сочетается с Ним по добру своей жизни (326)

• Добро жизни, или хорошо жить, - это избегать зол, потому что они против религии и, таким образом, против Бога (326)

• В этом общее всех религий, через которые каждый может быть спасен (326)

• Вина самого человека, если он не спасен (327)

• Всякая религия, с течением времени, оскудевает и истощается (328)

• Всякая религия оскудевает и истощается ниспровержением образа Божия в человеке (328)

• Это происходит от постоянных умножений наследственного зла в поколениях (328)

• Тем не менее от Промысла Господня, дабы каждый был спасен (328)

• Также от Промысла, дабы новая церковь следовала за церковью предшествовавшей и опустошенной (328)

• Таким образом, все предназначены для неба, и никто для ада (329)

• Предназначение иное, чем к Небу, противно Божественной любви, которая бесконечна (330)

• Предназначение иное, чем к Небу, противно Божественной мудрости, которая бесконечна (330)

• Предположение, что могут быть спасены лишь родящиеся в лоне церкви, есть безумная ересь (330)

• Предполагать, что некоторые из рода человеческого осуждены по предопределению - жестокая ересь (330)

Глава 13. Господь не может действовать против законов Божественного Провидения, потому что действовать против этих законов - было бы действовать против Божественной Любви и против Божественной Мудрости, таким образом, против самого себя (331)

• Действие Божественного Провидения на спасение человека начинается от его рождения и продолжается до конца его жизни и затем в вечности (332)

• Действие Божественного Провидения производится постоянно, определенными средствами, из чистого милосердия (335)

• Спасение мгновенное по чистому милосердию, невозможно (338)

• Верование в спасение, совершаемое мгновенно по непосредственному милосердию, взято от природного состояния человека (338)

• Это верование происходит от незнания состояния духовного, которое совершенно отлично от состояния природного (338)

• Рассмотренные в самих себе, учения всех церквей христианского мира против спасения, совершаемого мгновенно, но, тем не менее, внешние люди церкви поддерживают его (338)

• Спасение, совершаемое мгновенно по непосредственному милосердию, есть огненный змий, летающий в церкви (340)

• Этим религия уничтожается (340)

• По верованию в спасение, совершаемое мгновенно по одному непосредственному милосердию, вводится жизненная беспечность (340)

• По этому верованию осуждение вменяется Господу (340)

© Загребельный В.А., 2021