Главная

Гадание по «Книге перемен»

Гадание по «Книге перемен»

 
Виталий Загребельный, 2025

 

Эта статья написана как введение к переводу на русский язык «Книги перемен» с комментариями Кэйсё Танака (текст в PDF).

Оглавление

Древний Китай эпох Шан и Чжоу

«Книга перемен» была написана в эпоху Чжоу и, чтобы правильно ее понимать, необходимо иметь некоторые знания об этой эпохе и предшествовавшей ей эпохе Шан (см. например, [2] ] или исторические справки в [12]).

С точки зрения культуры и государственного устройства эпоха Чжоу (1045 по 221 год до н.э.) является продолжением эпохи Шан (1600 по 1046 год до н.э.) – первого китайского государства феодального типа. Во главе государства Шан стоял ван, роль которого можно сравнить с европейским королем. В русских переводах «Книги перемен» вана обычно называют царем. Ван был одновременно первосвященником. Объектами поклонения шанцев были духи неба, духи земли и души предков, а основным культовым обрядом – жертвоприношение. Среди духов неба выделялся Шан-ди 上帝 (Высшее божество), который влиял как на судьбы людей, так и на природные явления [11].

Территориально шанское государство состояло из трех зон. Первая зона с центром в столице находилась под непосредственным управлением вана. Ее радиус измерялся несколькими десятками километров. В центре зоны жили ван, его приближенные, воины, чиновники, ремесленники и слуги. Здесь располагались дворцы, мастерские, амбары, склады, казармы и поля, прежде всего «большие поля», урожай которых предназначался для ритуально-культовых нужд и для пополнения казенных амбаров. Обрабатывали эти поля крестьяне окрестных поселений. Зона больших полей и мелких крестьянских хозяйств, вокруг столицы вана обрамлялась зоной охотничьих угодий. Вторая зона – территория региональных владений, управлявшихся уполномоченными вана, его родственниками и приближенными. Это была зона вассалов. Владений насчитывалось до двух сотен, каждое со своим клановым имением и поселениями. Внутри крупных владений могло быть до нескольких десятков поселений, и они практически представляли собой небольшие протогосударства. Территории владений были нестабильными из-за междоусобиц и захвата новых земель. Первые две зоны ограничивались сравнительно небольшим пространством, диаметром примерно в 150 км, а число шанцев равнялось вначале примерно 150-200 тыс. За этими двумя зонами располагалась третья зона, населенная чуждыми Шан племенами. Войны с племенами третьей зоны практически не прекращались. Военная служба вану была главной обязанностью всех его вассалов из второй зоны. Кроме собственно военных действий выполнение «дела вана» включало в себя поднесение подарков и трофеев.

Соседние племена не только воевали с шанцами, но и перенимали у них цивилизационные нововведения, а регулярные контакты с Шан вели к структурированию и укреплению этих племен. Наиболее энергичным было племя чжоусцев, живших западнее Шан. Особенно много для развития чжоусцев сделал Вэнь-ван (1112 – 1050 год до н.э.). Под его руководством чжоусцы активно впитали шанскую культуру, заимствуя письменность, боевые колесницы, бронзу и образ жизни шанской знати.

В 1027 г. старший сын Вэнь-вана У-ван победил войско шанского вана Чжоу Синя. Примечательно, что, войдя в столицу Шан, У-ван совершил жертвоприношение в честь шанских предков и божеств. Он также передал правление Шан в руки У Гэна – сына побежденного Чжоу Синя. Очевидно, чжоусцы и их союзники стремились не столько к свержению власти Шан, сколько к устранению Чжоу Синя. Обратившись к шанским предкам и божествам, У-ван тем самым хотел сообщить им, что не покушается на их власть на Небе и на власть их потомков на земле. Дело в том, что военная победа не делала в глазах населения власть победителя легитимной, легитимность приобреталась покровительством потусторонних сил.

Вскоре после победы У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна. Братья Чжоу-гуна, поставленные контролировать шанского У Гэна, заподозрили Чжоу-гуна в узурпации власти и вместе с У Гэном выступили против него. Мятеж длился три года и в конце концов был подавлен Чжоу-гуном. Второе поражение шанцев было воспринято как знак воли предков и божеств.

Проблему легитимизации высшей власти чжоусцев Чжоу-гун решил, используя принцип Мандата Неба. У шанцев Небо не выделялось в качестве сакральной силы. Но в начале эпохи Чжоу Небо было выдвинуто на передний план именно как абстрактная Божественная сила. Шан-ди стал конкретным олицетворением того же Неба, причем акцент со временем все явственнее переносился с Шан-ди на Небо. Делалось это не случайно: Шан-ди был шанским, Небо же не принадлежало никому. Небо создавало легитимность и поддерживало того, кто был легитимен. Право (мандат) на власть Небо давало не тому, кто силен и удачлив, а тому, кто мудр, справедлив и добродетелен.

Чжоу-гун и его помощники сформулировали принцип дэ 德. В понятии дэ (сакральная добродетель, харизма, благодать) на передний план было выдвинуто его этическое содержание. Сакральное дэ можно накапливать и утрачивать. Накопление происходит в результате добродетельного поведения, утрата – наказание за недобродетельность. Высшим судьей при этом выступает Небо, которое вручает мандат на управление всей Поднебесной тому, кто накопил наибольшее количество дэ. Но дэ – это не только благодать, накопленная подобно карме, а ее результирующее проявление – способность управлять людьми и обладать их доверием.

Как и шанцы, чжоусцы поклонялись предкам своих правителей. Слово Шанди, фактически обозначало Небо – единственное высшее божество. Небу от имени правителя-вана, сына Неба, торжественно приносились жертвы. Аналогичные жертвы приносились на алтаре Земли, который был в каждом княжестве и в любой деревне. Всеобщее поклонение умершим правителям постепенно замещалось поклонением предкам в рамках каждого клана. Никаких иных божеств и храмов в их честь чжоуская религиозная система не знала.

Чжоусцы переняли у шанцев их административную систему, а также систему уделов для администраторов высших рангов, приближенных и родственников чжоуских правителей. Уделы были неравноценными. Уделы центральной зоны и столичных районов были мелкими и, как правило, не имели заметной автономии. Здесь достаточно эффективно действовала администрация центра. Но периферийные уделы, вначале игравшие роль граничных застав, с течением времени увеличивались в размерах за счет аннексий соседних территорий. Со временем правители уделов воспринимали свой удел в качестве вотчины, все меньше нуждаясь в подкреплении своего права на владение от вана. Они становились наследственными владельцами уделов, по размерам порой сравнимых с территорией центра. Вчерашние уделы превращались в полунезависимые государственные образования.

Таким образом, во второй половине X и первой половине IX в. до н.э. в чжоуском Китае сложилась децентрализованная политическая структура феодального типа, в рамках которой наряду с государством вана существовало несколько достаточно больших и немало более мелких полуавтономных государственных образований. Каждое из этих образований, претендовало на политическую самостоятельность. Князья еще признавали сакральный сюзеренитет вана, легитимность его власти не оспаривалась, но практически каждый из его вассалов действовал самостоятельно, исходя из собственных интересов.

В основе чжоуской экономики, как и в эпоху Шан, лежали большие совместно обрабатывавшиеся поля, наиболее значительные из которых возделывались с участием самого вана и его приближенных. Чжоуские поля делились на два клина – поля сы, каждое из которых крестьянская семья обрабатывала для себя, и поля гун, которые все семьи обрабатывали вместе для правителя. Труд и продукт городских жителей шел не на рынок, которого еще не было, а в казну, откуда специалистам выдавали продукты питания и различные необходимые вещи. Процесс приватизации и связанный с ним процесс возникновения рынка и товарно-денежных связей еще были в зачаточном состоянии.

Гадательные надписи эпохи Шан

Иероглифические надписи на гадальных костях эпохи Шан считаются самыми древними образцами китайской письменности, относящимися к XIV–XI векам до н. э. К настоящему времени найдено около 150 000 таких надписей. Гадание заключалось в том, что на кости (панцире черепахи или лопаточной кости животного) записывалась гадательная фраза, кость нагревалась на огне и на ее поверхности образовывались трещины. Рисунок, образованный трещинами, интерпретировался как ответ. На той же кости потом записывался ответ гадания и отмечалось, сбылся он или нет.

Термин «гадательные надписи» не точно отражает их суть. Фактически эти надписи являются перепиской с духами предков и божествами. Примеры гадательных фраз [3, 11]: «Завтра будет дождь», «В этом году не будет засухи» «В этом году будет хороший урожай», «Принесу жертвы духам предков», «В этом году не будет наводнения», «У вана не будет болезни», «На наш город не нападут», «Ван сможет собрать войско чтобы напасть на соседнее племя», «Сегодня ван охотится на оленей, и будет добыча», «В течение декады не будет несчастий».

Только часть гадательных надписей можно интерпретировать как вопрос. Некоторые надписи можно рассматривать как просьбу к духам предков и божествам «наложить резолюцию», например, надпись: «Ван назначает кого-то на должность» или «Ван выступает против соседнего племени». Но и гадательную, по сути, фразу можно понимать по-разному. Например, фразу «У вана не будет болезни» можно считать вопросом: «У вана не будет болезни?», на который следует ожидать ответ «да» или «нет». Эту же фразу можно считать предсказанием [4]: «У вана не будет болезни», на который следует ожидать ответ «сбудется» или «не сбудется». И эту же фразу можно считать просьбой (молитвой) [5]: «Да не будет у вана болезни», на которую могут быть ответы: «молитва услышана» или «молитва отвергнута». Из того, как понимать гадательную фразу, вытекает правильная интерпретация ответов гадания, которые обычно выражаются отвлеченными словами: «Счастье», «Успех», «Неудача», «Стойкость», «Постоянство» и т.п.

Перед гадательной фразой обычно ставился иероглиф 貞, который позднее стал использоваться и в ответах «Книги перемен». В надписях на костях этот иероглиф можно интерпретировать как слово «спросил», «намеревается» или «просит». В «Книге перемен» этот иероглиф можно перевести как «вопрос», «намерение» или «просьба (молитва)».

Ритуал гадания не имел такой же степени почитания, как ритуалы поклонения предкам. В некотором смысле он был рутинной процедурой. Однако каждому торжественному ритуалу предшествовало гадание, в котором определялось, надо ли проводить ритуал, когда его проводить, что приносить в жертву и т.д.

С начала Чжоу распространенная в Шан практика гаданий на костях и панцирях черепах сошла на нет, а на смену ей пришло гадание на стеблях тысячелистника. Впоследствии в Восточном Чжоу, эта практика легла в основу гаданий по формулам «Книги перемен». Авторство «Книги перемен» традиционно приписывается Вэнь-вану и его сыну Чжоу-гуну.

В тот же период, когда развивалось гадание на костях, возникло представление о записи результатов гадания с помощью сплошных и прерывистых линий и соответствующих им чисел от 6 до 9 (эти числа уже встречаются в надписях на костях), затем появились гексаграммы, процедуры гадания и «Книга перемен» [6, 7, 8, 9].

К сожалению, русские переводы «Книги перемен» страдают неточностями из-за того, что переводчики с презрением отвергают факт ее гадательного содержания и приписывают ей свои философские идеи: развитие творческого духа, наставления по совершенствованию личности, циклы мировой истории и объяснение всей натурфилософии.

О ком гадали по «Книге перемен»

Судя по рекомендациям, содержащимся в «Книге перемен», она была написана для царя (вана) и князей (вассалов), имеющих свои поместья, войско, чиновников. Такой вывод можно сделать по фразам: «возведение князей», «придворные дамы», «слуги», «наложницы», «подношение царю», «реформы», «исполнение жертвенных ритуалов», «котел-жертвенник», «наказание людей», «перенос столицы», «парадный пояс», «карательный поход», «руководство войском», «управление колесницей», «охота на оленя» и другие. Но, главное, некоторые рекомендации «Книги перемен» можно применить только к князьям, например: служить или не служить царю, вернуться в свой город, выступить с военным походом, сменить чиновничий аппарат и т.п. Рекомендации «Книги перемен» уже нельзя применить к чиновникам, так как те должны выполнять волю высшего руководства, не проявляя той свободы, которую подразумевает «Книга перемен».

Из того, что книга написана для князей, следует то, как интерпретировать некоторые ее термины, в частности, «польза» и «удача». Князь самостоятельно решал возникающие перед ним проблемы и ставил перед собой какие-то задачи. Свои задачи он мог решить или не решить («успех» или «неудача»), а его действия имели для него лично и для его княжества определенную «пользу».

Чего нет в «Книге перемен»

В «Книге перемен» нет упоминаний о тех понятиях и явлениях, которые появились после ее написания, то есть позднее X века до н. э. В ней нет понятий из даосизма: нет упоминаний о дао, инь и ян (хотя они и используются в интерпретации гексаграмм более поздними авторами), не встречаются упоминания о «пути» как деятельности. В ней нет понятий из конфуцианства: человеколюбие, искренность, справедливость, обряд, мудрость, и даже не встречаются иероглифы, обозначающие эти понятия. Не упоминаются идеи из трудов «Искусство войны» или «Тридцать шесть стратагем». Все эти направления мысли появились через 5 веков после написания «Книги перемен». В ней нет упоминаний о торговле и монетах (появились во II веке до н.э.), несмотря не то, что сейчас распространено построение гексаграмм с помощью монет.

На какие вопросы дает ответы «Книга перемен»

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться…» – сказано в Библии. Кэйсё Танака [1] считает, что гексаграммы отвечают на вопрос о том, какое время соответствует данной вещи. «Книга перемен» имеет свое деление на относительно крупные времена, соответствующие гексаграммам, и короткие периоды этого времени, соответствующие линиям гексаграмм. Читая «Книгу перемен», мы видим, что есть время возноситься, и время подчиняться, время начинать и время учиться, время ждать и время судиться, время воевать и время сближаться, время стоять в пробке и время ехать, время расцвета и время упадка – это времена, относящиеся к первым 12 гексаграммам.

Многие комментаторы «Книги перемен» считают, что гексаграммы дают ответ на вопрос о том, в каком состоянии находится субъект. Однако это состояние может выражаться двояко: (1) как «состояние» в нашем обычном понимании, например: Процветание, Упадок, Веселье и т. п., и (2) как пребывание в каком-то активном процессе, например: Вознесение, Служение, Бегство и т.п. Гексаграммы «Книги перемен» делятся примерно поровну на эти две группы, соответствующие способу описания состояний.

Обычно состояние или время что-то делать относится не к субъекту, а к процессу или тому виду деятельности, в котором он участвует. Например, у одного человека в разном состоянии могут находиться процессы создания семьи, покупки квартиры, работы и т.д.

По нашему мнению, гексаграммы могут давать ответы на вопросы о результатах конкретно предпринимаемых действий или шагов, но они не могут давать ответы на вопросы о результатах долгосрочного многошагового развития, когда состав шагов полностью не известен, например, отвечать на вопрос о долгосрочном развитии государства или личности.

Если время гексаграммы – это время что-то делать, то в ее названии должен использоваться глагол или отглагольное существительное. Поэтому, хоть некоторые гексаграммы и имеют названия, выраженные существительными, например, «Колодец», «Войско» или «Семья», надо понимать такие названия как: «Построение колодца», «Действие войском» или «Занятие семьей». Это соответствует и особенностям китайского языка, в котором иероглиф может выполнять функции как существительного, так и глагола.

Как следует формулировать вопросы к «Книге перемен».

1. Так как гексаграммы говорят о времени или о состоянии, то вопросы к «Книге перемен» следует формулировать так: «В каком состоянии находится такой-то процесс (деятельность) такого-то лица?» Этот вопрос можно формулировать по-разному, добавляя уточнения: если что-то сделать? что будет через полгода? чем он закончится?

2. Так как гадание по «Книге перемен» развилось из гадания на костях, то следует ожидать, что с ее помощью можно получать ответы на такие же гадальные фразы, как и те, что записывались при гадании на костях, то есть на пожелания (молитвы). Такого рода фразы можно сформулировать следующим образом: «Да будет то-то» или «Хочу, чтобы было то-то» или «Да будет то-то при таком-то действии». Ответом на это будут такие слова как: «успех», «неудача», «благоволение».

3. За вопросом об успехе какого-то действия обычно стоит намерение осуществить это действие. Например, вопрос может быть такой: «Если я начну поиски новой работы, то будут ли они успешны?». Если за вопросом скрывается намерение, то «Книга перемен» говорит, насколько деятельность по осуществления этого намерения будет успешной. Ответ выражается такими словами как: «успех», «неудача», «польза», «постоянство». Слова о пользе указывают на то, насколько хорош будет результат. А слова о «постоянстве» говорят о том, насколько упорным следует быть в осуществлении своего намерения.

Построение гексаграмм

Гадание по «Книге перемен» заключается в составлении гексаграммы и ее интерпретации.

Гексаграмма представляет собой рисунок из 6 линий, расположенных одна над другой. Линии бывают двух типов: сплошные и прерывистые. Сплошные линии соответствуют китайскому принципу ян, а разорванные – принципу инь. В гексаграммах отсчет линий идет снизу вверх: внизу находится 1-я линия, вверху 6-я. Рисунки гексаграмм пронумерованы в последовательности Вэнь-вана, смысл которой остается загадочным, и до сих пор является предметом спекуляций о наличии циклов развития и т.п.

䷿
Рисунок гексаграммы 64 «Еще не конец».

Существует множество методов построения гексаграмм, и гадающий может пользоваться любым методом, даже придуманным им самим. Но надо иметь представление о двух классических методах: с помощью стеблей тысячелистника и с помощью трех монет.

Построение линии гексаграммы с использованием стеблей тысячелистника

От пучка из 50 стеблей отделяется один стебель и откладывается в сторону. В дальнейшем он не используется.

Первое изменение:

1. Пучок из 49 стеблей делят на две части: левую и правую.

2. Из правого пучка берётся один стебель и зажимается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки.

3. Правой рукой из левого пучка отсчитывается по четыре стебля. Остаток – 1, 2, 3 или 4 стебля зажимаются между безымянным и средним пальцем левой руки.

4. Теперь отсчитывают по четыре стебля из правого пучка. Остаток – 3, 2, 1 или 4 стебля зажимают между средним и указательным пальцем.

После первого этапа в левой руке может оказаться 5 или 9 стеблей. Эти стебли откладывают в сторону, а остальные стебли собирают в пучок, в котором может быть 40 или 44 стебля. Для него выполняется второе изменение.

Второе изменение. Повторяются действия 1 – 4. Между пальцами левой руки оказывается 4 или 8 стеблей. Стебли откладываются в сторону, остальные стебли собираются в пучок, в котором может быть 40, 36 или 32 стебля. Для него выполняется третье изменение.

Третье изменение. Повторяются действия 1 – 4. Количество стеблей в руке и их комбинации те же, что и во втором изменении. Стебли откладываются в сторону, остальные стебли собираются в пучок, в котором может быть 24, 28, 32 или 36 стеблей.

От этого пучка отсчитывают по четыре стебля, получается 6, 7, 8 или 9 пучков. Полученное число пучков обозначает первую (нижнюю) черту гексаграммы.

6    --х--    старая разорванная линия, переходящая в сплошную
7    -----    сплошная линия
8    -- --    разорванная линия
9    --о--    старая сплошная линия, переходящая в разорванную

Для получения всей гексаграммы описанные действия повторяют ещё пять раз. На построение одной гексаграммы уходит около 20 минут.

Анализ этого метода показывает, что вероятность выпадания различных линий не одинакова. Грубо говоря, если строить линии 16 раз, то частота их повторения будет распределена как: 7 – 5 – 3 – 1. Где 7 раз повторяется 8 (разорванная линия), 5 раз – 7 (сплошная), 3 раза – 9 (старая сплошная) и 1 раз – 6 (старая разорванная). Отсюда следует что частота выпадания старых линий равна 4 из 16 или ¼. В гексаграмме 6 линий, поэтому в среднем в ней будет 1,5 старые линии, то есть 1 или 2 на гексаграмму. Реже будет выпадать 3 или ни одной старой линии на гексаграмму. Такие же числа желательно получать при изобретении своих методов построения гексаграмм, в частности, на одну гексаграмму в среднем должно выпадать 1 или 2 старые линии.

Построение гексаграммы с помощью трех монет

Берутся три монеты. Одна сторона монеты, например, орёл, принимается за число 3, другая – за число 2. Совместное бросание трех монет и сложение выраженных ими чисел дает четыре возможные суммы: 6, 7, 8, 9 – которые соответствуют тем же линиям, что и гадание на стеблях тысячелистника. Гексаграмма строится по результатам шестикратного бросания монет.

Частоты выпадания линий при использовании этого метода: 6 – 6 – 2 – 2. Они не равны 7 – 5 – 3 – 1 получаемым при использовании стеблей тысячелистника, но вероятность выпадания старых линий также равна ¼.

На построение гексаграммы с помощью стеблей тысячелистника уходит около 20 минут – что довольно много, а бросание монет, сидя за столом, не очень удобно, так как приходится трясти руками, монеты гремят и куда-нибудь закатываются. Поэтому я использую свои методы построения гексаграмм с помощь колоды из 52 игральных карт.

Построения гексаграммы с помощью колоды карт. Способ 1

Следующие шаги повторяются 6 раз для построения каждой линии гексаграммы.

1. Перетасовывая колоду, вытаскиваем из нее последовательно три карты.

2. Подсчитываем сумму:
     Если 1-я карта – черви, то считаем, что сумма = 2, иначе сумма = 1.
     Если 2-я карта – красной масти, то прибавляем к сумме 1.
     Если 3-я карта – красной масти, то прибавляем к сумме 1.

3. Полученную сумму вычитаем из 10 и получаем число в диапазоне от 6 до 9, которое соответствуют тем же линиям, что и при гадании на стеблях тысячелистника.

4. Возвращаем 3 карты в колоду.

Суть описанного метода заключается в получении 3-х случайных чисел и последующей проверке делимости первого числа на 4 и двух других на 2. Если рассчитать вероятности построения линий этим методом, то они получатся такими же, как и для классического метода с использованием стеблей тысячелистника.

Построение гексаграммы с помощью колоды карт. Способ 2

Обозначим цвета карт буквами: К – красная и Ч – черная. Разным типам линий назначим такие последовательности цветов (коды):

К         8, -- --
ЧК      7, -----
ЧЧК    9, --ø--
ЧЧЧ    6, --x--

Из колоды вытаскивается очередная карта. Ее цвет – К или Ч. Когда после вытаскивания одной или нескольких карт набирается один из указанных кодов – очередная линия определена. Для одной линии надо вытянуть 1, 2 или 3 карты. Процедура длится до получения 6 линий. Например, последовательность: ЧЧК-ЧК-К-К-ЧЧК-К соответствует линиям 978898 или гексаграмме .

Частоты выпадания линий при использовании этого метода: 8 – 4 – 2 – 2. Они не равны 7 – 5 – 3 – 1 получаемым при использовании стеблей тысячелистника, но не хуже, чем при бросании монет и вероятность выпадания старых линий здесь также равна ¼.

Интерпретация гексаграмм

Сначала формулируется вопрос гадания. Вопрос следует записать. Делать это нужно потому, что после построения гексаграммы можно забыть точную формулировку вопроса, а в ответе окажется, что он зависит от конкретных слов, которые были в вопросе. Затем тем или иным способом строится гексаграмма. При построении гексаграммы следует сосредоточить внимание на вопросе гадания.

В полученной гексаграмме может быть несколько «старых» линий, и ее интерпретация зависит от их количества [8].

Если в гексаграмме нет старых линий, то далее рассматривается только гексаграмма в целом и связанный с ней текст. Текст, относящийся к линиям, не рассматривается, хотя, по нашему мнению, стоит обратить внимание на текст к линии 5.

Если в гексаграмме есть одна или несколько старых линий, то дополнительно рассматривается текст к этим линиям. Далее путем замены старых линий на противоположные строится новая гексаграмма. При этом линии 9 «--х--» меняются на 8 «-- --», а линия 6 «--о--» на 7 «-----». Дополнительно рассматривается текст к новой гексаграмме.

Формальный анализ линий гексаграмм

Гексаграмму можно представить как две триграммы, расположенные одна над другой. Существует 8 триграмм, каждая из которых имеет определенный символизм. Этот символизм используется для интерпретации смысла гексаграмм. Часто смысл гексаграммы не выводится из смысла триграмм, хоть и декларируется, что такая связь есть. Триграммы используются для облегчения поиска гексаграммы в справочной литературе. Нетрудно запомнить нижнюю и верхнюю триграммы и по ним найти всю гексаграмму. Поэтому для поиска гексаграмм их список помещают в таблице, колонки которой соответствуют верхней гексаграмме, а строки – нижней.

Ниже приведен список триграмм с их названиями, символизируемыми качествами и объектами.

ТриграммаНазваниеСемьяСимволизирует
НебоОтецЭнергичность, господство, могущество. Нечто твердое и динамичное, высокое, большое и широкое как небо. Глава компании, влиятельный человек. Большой город. Высокое и красивое здание.
ЗемляМатьПодатливость, покорность. Нечто мягкое и статичное, охватывающее, низкое и плоское как земля. Народ, работники, послушные люди. Равнина, сельская местность, деревня, провинциальный город.
ГромСтарший сынБеспокойство, волнение, возбуждение. Нечто шумное, пугающее и громкое как гром. Молодой и смелый человек. Радио, магазин музыкальных инструментов.
ВодаСредний сынПадение, яма, упадок. Нечто темное, приносящее страдания, тревожное и холодное как вода. Люди средних лет, мыслители, больные. Задние улицы, подвалы, забегаловки.
ГораМладший сынСпокойствие, непоколебимость, сдерживание. Нечто высокое и твердое, неподвижное, возвышенное. Мужчина маленького роста, упрямый, возвышенный человек. Замок, гостиница, склад или парадный вход.
ВетерСтаршая дочьМягкость, милость, проникновение. Нечто легкое и гибкое, двигающееся, колеблющееся, тянущееся как ветер. Торговец или колеблющийся человек. Магазин или офис, куда люди приходят и уходят как ветер.
ОгоньСредняя дочьРасхождение, разделение, процветание. Нечто яркое и красивое, ясное как огонь. Женщина среднего возраста, красавица, актер или художник. Театр, салон красоты, библиотека.
ПрудМладшая дочьДарение, благодарение. Открытый рот. Пруд или ручей, хранилище, нечто красивое или вкусное. Девушка, певец или человек умеющий красиво говорить. Болото, пруд, место развлечений, столовая.

Считается, что линии гексаграмм, идущие снизу верх, соответствуют 6 стадиям развития процесса, который описывает данная гексаграмма. Эти стадии развития лучше всего иллюстрирует гексаграмма 1 «Вознесение», рассказывающая о драконе, который: (1) затаился, (2) появился на поле, (3) активен, (4) выпрыгнул, (5) летит, (6) готов упасть. В этом процессе первые 3 стадии (нижняя триграмма) соответствуют развитию во внутреннем пространстве (своем дворе) а следующие 3 стадии (верхняя триграмма) – развитие вне внутреннего пространства (выход за ворота). Это можно проиллюстрировать на примере сказки о колобке, где: (1) замешивается тесто, (2) выпекается колобок, (2) колобок остужается, (4) колобок катится за ворота, (5) успешная встреча с зайцем, волком и медведем, (6) катастрофическая встреча с лисой. Обратите внимание, что в этих примерах, как и в большинстве гексаграмм максимальное развитие достигается на стадии 5, а на стадии 6 имеет место переразвитие. Максимальное развитие во внутреннем пространстве происходит на стадии 2.

В некоторых гексаграммах линий соответствуют частям тела человека:

1 – ступни или пальцы ног
2 – икры ног
3 – бедра или пах
4 – туловище или корпус
5 – спина
6 – голова или скулы

Существует понятие об уместности расположения линий. Нечетные позиции гексаграммы 1, 3, 5 считаются янскими и в них уместны сплошные янские линии. Четные позиции 2, 4, 6 считаются иньскими и в них уместны прерывистые иньские линии. Есть и другие соответствия линий гексаграмм гексаграмм сущностям реальной жизни, либо правильные соответствия линий гексаграмм между собой, но мы их рассматривать здесь не будем.

Русские названия гексаграмм

Названия гексаграмм нужны для их простой идентификации. Например, если в гексаграмме рассказывается о том, что человек попал в яму, не может из нее выбраться, падает на дно и т.д. то проще всего напомнить об этой гексаграмме, назвав ее «Яма». У гексаграмм есть китайские названия, состоящие из одного или двух иероглифов. Казалось бы, можно перевести эти иероглифы, и получить простые однозначные названия гексаграмм, но китайские иероглифы имеют очень много смысловых значений – 10 значений можно считать нормой, а с учетом синонимов придется делать выбор из 20 и более русских слов. Например, в гексаграмме номер 7 приведены сюжеты из военной жизни. Ее китайское название 師, что, согласно «Большому китайско-русскому словарю» можно перевести словами: учитель, воспитатель, мастер, специалист, руководитель, начальник, дивизия, рать, войско, армия, орда, военный поход и др. Для этой гексаграммы мы оставили традиционное название «Войско», хотя ее можно было бы назвать «Действие войском», «Война» и даже «Главнокомандующий». Кроме того, в некоторых редких случаях китайское название гексаграммы может не соответствовать ее сюжету. Мы стремились использовать общепринятые в нашей стране названия гексаграмм, данные им Ю.К. Щуцким, но нам пришлось изменить традиционные названия, для того чтобы они лучше соответствовали интерпретации гексаграмм. Например, мы изменили названия гексаграммы номер 1 «Творчество» на «Вознесение» и т.д.

Таким образом, при интерпретации гексаграмм их названия следует рассматривать просто как идентификаторы. Не следует, используя свое воображение, делать какое-то заключение, исходя только из текста названия. Надо внимательно прочитать афоризмы и комментарии к выпавшей гексаграмме и постараться понять их.

Термины «Книги перемен»

В афоризмах «Книги перемен» часто используются повторяющиеся термины. Ниже перечислена часть этих терминов с соответствующими пояснениями. Приводится их иероглифическая запись.

Благородный человек. Князь. Человек, о деятельности которого задается гадательный вопрос. Благородный человек способен воплощать свои замыслы, он обладает постоянством и принципиальностью и не поддается страстям, в том числе, жадности. Иероглифы 君子.

Маленькие люди. Простолюдины. Люди с низкими моральными качествами, жадные, не способные сопротивляться своим страстям и не способные строить планы. Иероглифы 小人.

Успех. Неудача. Это возможные ответы на гадательный вопрос о том, в каком состоянии находится определенная деятельность и чем она закончится. Эти слова могут являться и ответами на вопрос, исполнится ли молитва. Иероглифы: 吉– успех, 凶 – неудача.

Благоволение. По мнению древних китайцев человеку в исполнении задуманного помогают духи предков, которым он приносит жертвы. Иероглиф, соответствующий этому термину 亨изображает храм или башню, где совершается жертвоприношение. Этот термин означает как ритуал жертвоприношения, так и результат успешного жертвоприношения – помощь духов, в том числе духов предков.

Польза. Результат. Полезно… Принесет пользу… Даст результат… Эти слова говорят о том каков будет результат деятельности, о которой задается вопрос, или каков будет результат выполнения намерения. Иероглиф 利.

Настойчивость. При гадании на костях перед гадательной фразой стоял иероглиф 貞, который соответствовал слову «спросил», «намеревается» или «просит». В «Книге перемен» этот иероглиф, очевидно, означает: «вопрос», «намерение» или «просьба». Однако большинство исследователей «Книги перемен» считают, что иероглиф 貞 означает не просто «намерение», а «силу намерения», что мы перевели как настойчивость. В других переводах «Книги перемен» этот термин называют «стойкостью» (Щуцкий [6]), «firmness» (Легг [9]) «perseverance» (Вильгельм [8]), «constancy» (Баретт [10]), «determine» (Шонесcи [5]).

Даст результат настойчивость. Рекомендация приложить усилия в реализации своего намерения. Усилия принесут результат. Иероглифы 利貞.

Изначальность. Термин означает «идущий от основ мироздания» или «имеющий вечную основу». Иероглиф 元, соответствующий этому термину, изображает фигуру человека, в которой преувеличена голова. Иногда этот иероглиф интерпретируют как источник водного потока. Он означает «начало», «источник», «основы», иногда просто «великий», «большой».

Цель (куда выступить). Буквально означает цель похода. В «Книге перемен» означает цель деятельности. Иероглифы 攸往.

Встретиться с великим человеком. Поговорить и посоветоваться с влиятельным человеком, мудрым наставником, со специалистом, или с человеком, обладающим нужными знаниями. Иероглифы 見大人.

Переход через большую реку. Большое дело, которое состоит из многих этапов, которое нельзя выполнить «одним прыжком» и результат которого необратим. Но неудача в исполнении этого дела может привести к неприятным последствиям: можно «зайти в воду по самую макушку» или «промочить хвост» (по разным поверьям лиса может плавать, пока не промочила хвост). Иероглифы 涉大川.

Ни в чем нет вины. Причиной неудачи не является просчет или ошибка. Нет причины обвинять в неблагоприятном исходе деятеля или себя. Иероглифы 无咎.

Выход. Начало деятельности по осуществлению замысла. Иероглиф 往.

Военный (карательный) поход. Принятие мер по наведению порядка. Ужесточение дисциплины. Иероглиф 征.

Доверие. Обладание доверием – одно из главных качеств «благородного человека». Танака переводит это слово как «искренность» – качество, которое вызывает доверие. Иероглиф 孚.

Сожалений нет. Текущее состояние не омрачают воспоминания о печальных событиях прошлого, раскаяния или сожаления. Иероглифы 无悔.

Сожаления исчезают. Исчезают воспоминания о печальных событиях прошлого, раскаяния или сожаления. Они больше не омрачают текущее состояние, которое изменяется к лучшему. Иероглифы 悔亡.

Стыд. Обычно возникает из-за неспособности достичь заявленной цели по причине собственных ошибок или выбора неправильного пути. Иероглифы 吝.

Литература

1. https://web.archive.org/web/20160406141555fw_/http:/www.keisho.server-shared.com/ – сайт Кэйсё Танака

2. История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова, 2002

3. Дейвид Н. Кейтли, Государство Шан в надписях на гадательных костях,
https://www.synologia.ru/a/Государство_Шан_в_надписях_на_гадательных_костях

4. Shaughnessy, Edward L., I Ching: The Classic of Changes, 1996

5. Shaughnessy, Edward L., Unearthing the Changes: Recently Discovered Manuscripts of the Yi Jing (I Ching) and Related Texts, 2014

6. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен, 2-е издание под. ред. А.И. Кобзева, 1993

7. Еремеев В.И., Символы и числа «Книги перемен», 2005

8. Richard Wilhelm, I Ching or Book of Changes, 1997
http://www2.unipr.it/~deyoung/I_Ching_Wilhelm_Translation.html

9. James Legge (translation), I Ching: The Book of Changes, 1898
https://baharna.com/iching/legge/

10. Hilary Barrett, Language of Change, 2015

11. Кучера С. Из истории духовной жизни древнего Китая. Жертвоприношения, 2016

12. Крюков М. В., Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык, 1978